По данным Всемирной организации здравоохранения основным условием нормального развития ребенка является его здоровая нервная система, спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая родителями, педагогами и другими специалистами образовательного учреждения, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, поддерживают комфортную психологическую атмосферу и выполнение режимных и дисциплинарных моментов, создают условия для реализации задатков и способностей ребенка. Особое значение придается созданию в учреждении особой духовно-нравственной атмосферы, утверждение ее стандартов как социального института, оптимизации взаимоотношений между всеми субъектами образовательно–воспитательного процесса – детьми, педагогами и родителями.
Основная цель деятельности социально–психологической службы МБОУ «Школа № 33» г. Рязани – сохранение и укрепление здоровья детей, профилактика нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации. Осуществляя заданную цель, Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, становлению их индивидуальности, развитию творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению и познанию в целом. Кроме того, специалисты Службы должны определять социально – психологические причины нарушений личностного и социального функционирования и развития, а также осуществлять профилактику условий возникновения подобных нарушений.
Задачи социально–психологической службы:
1.Создание психолого–педагогических условий для полноценного психического, психофизического и личностного развития детей на всех этапах их школьного детства.
2.Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития учащихся.
3.Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
4.Оказание учащимся помощи в определении своих возможностей, исходя из знания своих способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
5.Содействие педагогам и родителям в воспитании учащихся в формировании у них деятельности и поведения на основе принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
6.Предупреждение возникновения проблем развития у ребенка и помощь ребенку в решении актуальных задач его самоактуализации, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.п.
Нужно учесть, что эти задачи несколько различаются по своим приоритетам на разных ступенях образования:
Начальная школа:
— Определение готовности к обучению в школе;
— Обеспечение адаптации к школе;
— Развитие познавательной и учебной мотивации;
— Развитие самостоятельности и самореализации;
— Поддержка в формировании желания и «умения учиться».
Основная школа:
— Сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения;
— Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и самообразования;
— Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации;
— Формирование жизненных навыков;
— Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
— Профилактика девиантного поведения, алкоголизма, табакокурения, наркозависимости.
Старшая школа:
— Помощь в профессиональном самоопределении;
— Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию;
— Профилактика девиантного поведения, алкоголизма, табакокурения, наркозависимости.
Состав социально–психологической службы: руководитель — заместитель директора по воспитательной работе Александра Ивановна ХАРИТОНОВА, социальный педагог – Любовь Ивановна АСТАХОВА, педагог–психолог Елена Александровна ПОРТНОВА
Основные виды деятельности специалистов социально–психологической службы:
— профилактика;
— диагностика (индивидуальная и групповая);
— консультирование (индивидуальное и групповое);
— развивающая работа (индивидуальная и групповая);
— коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
— психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.