Здоровьесбережение

Европейская неделя иммунизации 24–30 апреля 2022 года

Всемирная неделя иммунизации проводится в странах Европейского региона ВОЗ и направлена на пропаганду вакцинации – эффективного инструмента сохранения здоровья людей всех возрастов. 

Тема Европейской недели иммунизации 2022 г. – «Долгая жизнь для всех».

Все страны Европейского региона ВОЗ принимают участие в проведении Европейской недели иммунизации. Поддержку в ее осуществлении оказывают партнерские организации на региональном и национальном уровнях, в том числе Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Европейский центр по профилактике и контролю болезней (ECDC).

Цель Европейской недели иммунизации — донести до людей информацию о важности и необходимости вакцинации, о ее вкладе в обеспечение здоровья и благополучия людей.

Это становится возможным за счёт: 

  • профилактики болезней, которые могут привести к смерти ребенка или оказать необратимое воздействие на последующую жизнь;
  • поддержки здоровья семей и здорового старения;
  • профилактики нескольких видов рака;
  • уменьшения угрозы развития устойчивости к противомикробным препаратам.

Иммунизация — одно из самых успешных и экономически эффективных вмешательств в области здравоохранения.

Вакцинопрофилактика предотвращает огромное количество смертей и защищает от большого количества болезней: пневмонии и ротавирусной инфекции — двух основных причин смерти детей в возрасте до 5 лет, гриппа, менингита, рака шейки матки и печени, туберкулёза, многих других. Благодаря достижениям медицины, сегодня ребенок защищен от большего количества болезней, чем когда-либо прежде. 

Одни болезни, которые раньше убивали тысячи детей, сейчас полностью устранены, другие — близки к исчезновению. Это заслуга безопасных и эффективных вакцин.

В России вакцинация проводится в соответствии с Национальным календарём профилактических прививок, утверждённым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2021 № 1122н.

Вакцинация безопасна, эффективна и проводится строго после осмотра врачом.

После прививки возможны поствакцинальные реакции — дискомфорт и боль в месте введения вакцины, временное повышение температуры. Но преимущество вакцинации для профилактики болезней намного выше, чем возможные побочные эффекты.

Массовая иммунизация защищает не только людей, получивших прививку, но и тех, кому вакцинация противопоказана. Одни дети слишком малы для проведения вакцинации, у других есть противопоказания. Чтобы обеспечить их безопасность, важно, чтобы люди, которые могут привиться, были полностью вакцинированы. Такая защита называется коллективным иммунитетом.

В этой связи экспертами ВОЗ отмечается риск возобновления во всем мире вспышек кори, полиомиелита и других инфекционных болезней, управляемых средствами вакцинопрофилактики.

Очевидно, что возникновение параллельных вспышек нескольких инфекционных заболеваний может привести к катастрофическим последствиям.

Именно поэтому вопрос своевременности и полноты вакцинации детей и взрослых становится как никогда важным.

Основные тезисы Европейской недели иммунизации: 

  • Каждый человек обладает правом на наивысший достижимый уровень здоровья. Это право включает справедливый доступ к вакцинации.
  • Вакцинация предотвращает болезни и служит залогом здоровья и благополучия на протяжении всей жизни.
  • Вакцины помогают детям вырасти здоровыми.
  • Вакцинация сокращает неравенства, связанные со здоровьем и уровнем образования. 
  • Вакцинация помогает бороться с угрозой развития устойчивости к антибиотикам.
  • Вакцинация – это безопасный и эффективный способ профилактики кори и вызываемых ею серьезных осложнений.
  • Каждая девочка должна иметь возможность пройти вакцинацию против вируса папилломы человека (ВПЧ), потому что ни одна женщина не заслуживает того, чтобы страдать или умереть от рака шейки матки.
  • Вакцинация детей от краснухи защищает их будущих детей от преждевременной смерти и врожденных пороков развития.
  • Вакцинация против гепатита В защищает людей от хронического заболевания печени и рака печени, вызываемого гепатитом В.
  • Пока где-либо в мире существует полиомиелит, необходимо проводить вакцинацию повсеместно. 
  • Каждый человек может узнать, какие вакцины доступны и необходимы ему сейчас. Для этого достаточно обратиться в медицинское учреждение. Также можно узнать уровень защиты организма после проведённой вакцинации, сдав анализ крови.

Вакцинация эффективна, безопасна и доступна в поликлиниках по месту жительства.

Пройдите вакцинацию сейчас и будьте здоровы!

О ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА И ОРВИ

Информация для школьников

Во всем мире сегодня говорят о СПИДе, о том, какую угрозу существованию человечества несет эта глобальная эпидемия. Можно вспоминать и оплакивать тех, кто уже умер или смертельно болен, можно говорить о масштабах трагедии и о том, что эта чума 20, а теперь уже и 21 века угрожает существованию человечества… 5 июня 1981 года Американский Центр контроля над заболеваниями зарегистрировал новую болезнь — СПИД (Синдром приобретенного иммунодефицита).

Всемирный день борьбы со СПИДом (World AIDS Day) впервые отмечался 1 декабря 1988 года после того, как на встрече министров здравоохранения всех стран прозвучал призыв к социальной терпимости и расширению обмена информацией по ВИЧ/СПИДу.

Ежегодно отмечаемый 1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом служит делу укрепления организованных усилий по борьбе с пандемией ВИЧ-инфекции и СПИДа, распространяющейся по всем регионам мира. Организованные усилия направлены на укрепление общественной поддержки программ профилактики распространения ВИЧ/СПИД, на организацию обучения и предоставления информации по всем аспектам ВИЧ/СПИД. Понимая все возрастающие сложности, связанные с пандемией ВИЧ/СПИДа, ООН создала в 1996 году союз шести всемирных организаций.

Всемирный день борьбы со СПИДом стал ежегодным событием в большинстве стран. Хотя 1 декабря определено как дата для проведения Дня, во многих сообществах организуется ряд мероприятий, проводимых в течение недель и дней до и после официального празднования.

Фильм для учащихся: https://yandex.ru/video/preview?text=Фильм%20про%20спид%20для%20учащихся&path=wizard&parent-reqid=1606220253694222-1030918845772470564100330-prestable-app-host-sas-web-yp-105&wiz_type=vital&filmId=16642760872335461455

Информация для родителей

Мы живем в мире, где эпидемия ВИЧ-инфекции является серьезной угрозой здоровью каждого человека. Эта информация для родителей, которые готовы вместе с детьми обсуждать вопросы сохранения здоровья и профилактики ВИЧ-инфекции.

Знание основ профилактики ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем, – залог здорового будущего ваших детей!

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ РЕБЕНКУ, ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ…

ВИЧ-инфекция – это инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

Вирус был открыт учеными из двух лабораторий (Института Пастера во Франции под руководством Люка Монтанье и Национального института рака в США под руководством Роберта Галло) почти одновременно в 1982-83 годах.

Попадая в организм, ВИЧ поражает клетки иммунной системы, которые быстро истощаются и погибают под влиянием вируса. Организм становится уязвим перед опасными возбудителями. В итоге заболевание, в основе которого лежит иммунодефицит, переходит в конечную стадию – СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).

ВИЧ-инфекция долгое время протекает бессимптомно.
С момента заражения до развития СПИДа может пройти от 3 до 15 лет. В этот период человек может хорошо себя чувствовать, выглядеть здоровым и не подозревать о том, что болен.

ВИЧ передается только через определенные биологические жидкости организма (кровь, сперма, влагалищный секрет, грудное молоко).
Выделяют 3 пути передачи вируса:

ПОЛОВОЙ
незащищенные сексуальные контакты

ЧЕРЕЗ КРОВЬ
использование нестерильного медицинского инструментария (чаще всего при употреблении наркотиков), переливание зараженной донорской крови и ее компонентов

ОТ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ
внутриутробно, при родах, через грудное вскармливание

При половом пути вирус передается через сперму, вагинальные выделения и менструальную кровь от зараженного человека здоровому. Опасными являются любые незащищенные сексуальные контакты. Повышают риск заражения половые отношения с многочисленными партнерами.
Презерватив (при правильном его использовании) является единственным и надежным средством защиты от ВИЧ. Любые другие средства контрацепции не защищают от заражения вирусом.

При контакте с кровью или биологическими жидкостями, содержащими кровь, заражение происходит чаще всего при внутривенном употреблении наркотических веществ через нестерильные шприцы и иглы. При этом для заражения достаточно однократного введения раствора наркотика, содержащего незначительное количество инфицированной крови.

Кроме того, вирус может попасть в организм при использовании нестерильного инструментария в тату- пирсинг-салонах. Поэтому во всех медицинских и немедицинских учреждениях важно следить за соблюдением правил проведения процедур, связанных с повреждением кожных покровов и слизистых (использование одноразовых шприцев и игл, стерильных инструментов).

От инфицированной женщины к ребенку вирус передается во время беременности, родов или при грудном вскармливании. В этом случае своевременное обследование на ВИЧ во время беременности и назначение противовирусных препаратов снижает риск инфицирования ребенка до 2-5%.

В БЫТУ ВИЧ НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ! Невозможно заразиться вирусом при рукопожатиях, поцелуях, объятиях, при кашле, через общую посуду и постельное белье, в бассейне или сауне, через укусы насекомых.

Перед разговором с ребенком важно узнать, в каких ситуациях есть риск заразиться ВИЧ, какова его степень в конкретных условиях. Например, при поцелуе риск отсутствует. При сексуальном контакте риск высокий, однако при условии использования презерватива он снижается до 5-10%. Обращение в поликлинику за прививкой – риска нет. Употребление наркотических веществ: инъекционных – высокий, неинъекционных (курительных смесей) – повышенный (из-за непредсказуемости поведения под действием наркотика).

Также нужно знать, каким образом вирус выявляется у человека. Для этого существует специальный ТЕСТ НА ВИЧ. Это исследование определяет наличие специфических антител к ВИЧ в крови. Они вырабатываются в организме в ответ на проникновение вируса.

Тест на ВИЧ проводится БЕСПЛАТНО для всех граждан РФ в поликлиниках по месту жительства или СПИД-центре. Для этого достаточно иметь при себе паспорт и быть старше 15 лет. Также, по желанию, тестирование можно пройти анонимно.

Положительный результат теста означает, что у человека обнаружены антитела к ВИЧ. Для подтверждения диагноза в этом случае назначается дополнительное обследование.

Отрицательный результат означает, что антитела к вирусу в крови не обнаружены. Такой результат тестирования может быть, если человек не инфицирован ВИЧ либо инфицирован, но организм еще не выработал достаточное количество антител к вирусу (это период называется «периодом окна»).

Для выработки антител к ВИЧ организму требуется от 2 недель до 3 месяцев. Поэтому тестирование рекомендуется проходить повторно через 2-3 месяца.

Только знания о ВИЧ-инфекции и соблюдение мер предосторожности способны защитить человека от ВИЧ! Обучая ребенка безопасному поведению и основам сохранения репродуктивного здоровья, Вы заботитесь о его будущем.

 

КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ?..

Вопросы о ВИЧ-инфекции и СПИДе могут появиться у подростка в период полового созревания, когда тема интимных отношений становится ему по-настоящему интересна. Но к этому моменту он уже должен быть готов получить информацию о ВИЧ-инфекции и владеть минимумом необходимой информации. Половое самосознание и полоролевое поведение формируется у ребенка до 6 лет.

Дети до 6 лет

Не нуждаются в подробных описаниях и не способны усвоить сложные термины. Объяснения в этом возрасте должны быть простыми и доступными.

Необходимые знания: о своем теле и его здоровье.

Ребенок должен иметь навыки личной гигиены, понимать, что такое пол и почему мальчики отличаются от девочек. Стоит честно ответить на вопросы о браке, рождении детей, интимных отношениях мужа и жены и их биологической значимости. Ребенка могут интересовать вопросы о различных частях тела и их назначении. Необходимо, чтобы дома он мог свободно говорить об этом, не стесняться задавать любые вопросы. Не стоит допускать развития ошибочных представлений или формировать слишком сильное чувство стыда у ребенка, связанное с вопросами секса. В этом возрасте дети не могут самостоятельно разобраться в этой теме. Вовремя полученные от родителей (или специалистов по согласованию с родителями) правильные и точные ответы оставят меньше времени для размышлений и нездорового фантазирования.

Среди вопросов здоровья и гигиены можно рассказать о различных возбудителях болезней, передающихся от человека к человеку самыми разными путями.

Дети от 7 до 11 лет

Не готовы к усвоению даже базовых знаний о ВИЧ-инфекции. Поэтому в таком возрасте можно дать наиболее общее толкование СПИДа как болезни, которая возникает из-за инфекции, попадающей в кровь человека.

Необходимые знания: точная информация о сексуальной жизни человека, ее положительные и отрицательные стороны (профилактика беспорядочных сексуальных связей, вред раннего начала половой жизни, предоставление элементарных знаний об инфекциях, передающихся через кровь и половым путем). Особое внимание стоит уделить семейным ценностям не только в разговорах с детьми, но и в жизни. Личный пример родителей очень важен для ребенка.

Для лучшего восприятия информации можно вместе с ребенком нарисовать схему, демонстрирующую схему работы иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает вирус иммунодефицита.

Предложите ребенку поиграть в «волшебный замок», представив, что организм человека – это замок, в котором живут сказочные жильцы – клетки, поддерживающие порядок и чистоту своего дома. Но, как и всем живым существам, им необходимы отдых, питание и помощники. И есть те, кто пытается захватить дом (организм человека) – это вирусы, бактерии, грибки.

Через игры и разговоры у Вас появится возможность проверить знания и навыки ребенка в вопросах личной гигиены и продолжить формирование у него полезных привычек.

А вот стоит ли обсуждать в этом возрасте, что такое «презерватив» или «безопасный секс», решать Вам.

Подростки 12-17 лет

В этом возрасте важно обеспечить ребенка доступной всесторонней и точной информацией о путях заражения ВИЧ и мерах по его предупреждению, а также об обстоятельствах, повышающих риск заражения.

Откровенно поговорите со своим ребенком. Этот разговор может быть трудным, но он важен, так как для подростка реален риск инфицироваться ВИЧ.

Невозможно постоянно следить за тем, где и чем занят подросток, поэтому именно Вы должны убедить и научить своего ребенка принимать обдуманные и верные решения.

Подростку необходимо дать полные знания о ВИЧ, инфекциях, передающихся половым путем (ИППП), сексе. Не менее важно поделиться взглядами родителей на эти вопросы.

В беседу также следует включить темы:

  • половой зрелости (менструации, поллюции и др.);
  • контрацепции, в частности разъяснить вопросы о презервативах, которые являются не только способом предотвращения нежелательной беременности, но и единственным средством контрацепции, способным снизить риск заражения ВИЧ и заболеваниями, передающимися половым путем;
  • опасности алкоголя и наркотиков, как с точки зрения их влияния на здоровье (в том числе репродуктивное), так и с точки зрения риска заражения ВИЧ-инфекцией, который повышается при их употреблении.


С целью профилактики заражения ВИЧ и другими ИППП родители могут ориентировать подростков на:

  • отсроченное начало половой жизни;
  • принятие ответственного решения о вступлении в сексуальные контакты;
  • соблюдение взаимной верности половых партнеров;
  • взаимоуважении и взаимной ответственности за свое здоровье и здоровье партнера;
  • использование презерватива при каждом половом контакте;
  • отказ от употребления наркотиков.


С ЧЕГО НАЧАТЬ РАЗГОВОР О ВИЧ С ПОДРОСТКОМ?

Возможно, с таких вопросов, как «было ли занятие по этой теме в школе?», «смотрел ли ты какой-либо фильм по этой теме?» («Далласский клуб покупателей», «Филадельфия», «Оголенный провод», «Не все потеряно», «А оркестр продолжал играть», «Лекарство», «Выше неба» и пр.), «знаешь ли ты, что такое ВИЧ/СПИД?».

 

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

Если Вы чего-то не знаете

Честно говорить ребенку о том, что Вы не можете ответить на этот вопрос, но обязательно поищите ответ. Можно также предложить поискать ответ вместе.

Если Вы стесняетесь

Признаться, что Вы не знаете, как сказать об этом. Спросить, что думает сам ребенок по этому поводу (есть ли у него предположения, и, возможно, Вам будет легче исправить ложные представления).

Если по каким либо причинам Вы сами не можете вести такие откровенные беседы со своим ребенком, всегда есть вариант обратиться к профессионалам (педагогам, психологам).

Если Вы удивлены сложным вопросом

Не избегайте его и не переводите тему разговора! Ребенок живет не в вакууме. Он смотрит телевизор, выходит в интернет, читает, общается с друзьями и получает самую разную, зачастую неверную, информацию. Если не начать обсуждать с ним трудные вопросы как можно раньше, кто-то другой, возможно не самый лучший кандидат, возьмет эту задачу на себя.

Если Вы не знаете, когда начать

Чем раньше, тем лучше! Детям приходится слушать о проблемах с самого раннего возраста, задолго до того, как они становятся способны их понять. У родителей есть уникальная возможность – стать первыми, кто информирует ребенка о проблемах сексуальности и ВИЧ-инфекции. Именно родители способны защитить детей от заблуждений и неправильной информации, привить те ценности, которые помогут им сохранить свое здоровье. И если Вы не дадите своему ребенку информацию, это сделают за Вас посторонние.

Начните разговор сами

Нет ничего страшного в том, чтобы заговорить с ребенком о сексуальных отношениях и ВИЧ самостоятельно. Повседневная жизнь постоянно дает нам поводы говорить об этом. Естественно, разговаривая с ребенком, нужно использовать только те слова, которые он сможет понять. Но не следует оставлять слишком большие пробелы в его представлениях, ведь то, каким образом дети восполняют недостающие знания, может повлечь негативные последствия. При этом учитывайте, что ребенок любого возраста заслуживает того, чтобы ответы на его вопросы были максимально честными.

Станьте примером для своего ребенка

Дети хотят, чтобы взрослые обсуждали с ними сложные вопросы. Каждый родитель имеет возможность говорить с ребенком о моральных и нравственных ценностях. Научные исследования показывают, что дети полагаются на нравственное руководство своих мам и пап и нуждаются в нем, так что не забывайте четко пояснять, во что Вы верите и что Вы считаете правильным.

Слушайте и слышьте своих детей

Каждый ребенок испытывает потребность во внимании. Чувствуя, что его внимательно слушают, он начинает лучше к себе относиться. Если ребенок знает, насколько он важен для родителя, ему будет проще обратиться к Вам с вопросом.

Будьте терпеливы

Часто нам кажется, что мы знаем, о чем ребенок хочет сказать, задолго до того, как он сформулирует предложение. Но не заканчивайте фразу за него, как бы Вам этого не хотелось. Терпеливо слушая, мы позволяем ребенку думать самостоятельно и даем ему понять, что он достоин внимания.

Не забывайте напоминать о важных вопросах

Большинство детей и подростков могут усвоить лишь небольшую часть информации из одного разговора. Поэтому необходимо время от времени напоминать и спрашивать ребенка о вашем разговоре. Это поможет Вам поправить ошибки и восполнить то, что ребенок успел забыть.

Научите ребенка уважать самого себя

Чем лучше ребенок относится к самому себе, чем больше верит в себя и свое будущее, тем меньше вероятность рискованного поведения!

О ЧЕМ ГОВОРИТЬ?

Некоторые взрослые до сих пор верят, что проблема СПИДа касается только представителей неких «групп риска» и совершенно не имеет никакого отношения к их детям. Не позволяйте собственным предрассудкам стать угрозой безопасности Вашего ребенка.

Вопросы, которые может задавать ребенок

«Правда ли, что можно заразиться ВИЧ от укола иглой в транспорте?»
Ответ: «Нет, в данном случае риска нет, так как на конце иглы содержится недостаточное количество вируса для заражения, к тому же он быстро гибнет во внешней среде».

«Могу ли я заразиться ВИЧ, когда мне делают прививку?»
Ответ: «Нет, от прививки заразиться ВИЧ нельзя. Каждому пациенту врач делает инъекции одноразовым шприцем, который после проведения процедуры обеззараживают и выбрасывают».

«Как люди заражаются ВИЧ?»
Ответ: «Большинство подростков и взрослых могут заразиться, если используют одни и те же иглы, что и человек с ВИЧ, когда принимают наркотики. Также можно заразиться при незащищенных сексуальных контактах».

«А дети могут заразиться ВИЧ?»
Ответ: «Некоторые дети имеют ВИЧ. Большая часть из них получили вирус еще до своего рождения, потому что такой же вирус был у их мамы».

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА

Инновационные методики в профилактике зависимостей

Первые признаки развития алкоголизма

Я — личность

Мифы и реальность об АЛКОГОЛЕ

Мифы о зависимости

Подростковая зависимость. Что делать?

                                                                    

Маркова Елена Сергеевна, врач психиатр-нарколог

            Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.

              Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.

                                                                                                                                             Сократ

Профилактика алкоголизма остается одной из актуальных проблем
в России. Наверное, у каждого из нас есть родственник или знакомый, злоупотребляющий алкоголем. Таким образом, проблема злоупотребления спиртными напитками касается каждого жителя Российской Федерации.

Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем вылечить. Поэтому важно уделять должное внимание профилактике этой пагубной и разрушающей жизни привычке.

В профилактике алкоголизма можно выделить два направления, по которым должна вестись тщательная и кропотливая работа:

  1. Снижение факторов риска приводящих к алкоголизму;
  2. Усиление факторов, которые понижают восприимчивость к алкоголизму.

Определенные жизненные ситуации могут способствовать употреблению алкоголя или препятствовать ему.

Факторы риска:

— проблемы с психическим или физическим здоровьем;

— родители, злоупотреблящие алкоголем;

— общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь;

— личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);

— раннее начало половой жизни;

— частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье;

— неудачи в учебе, на работе;

— проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты:

— благополучие в семье, сплоченность и общность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье;

— высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам;

— хороший уровень достатка, обеспеченность жильем;

— регулярное медицинское обследование, своевременное решение проблем со здоровьем;

— низкий уровень криминализации в населенном пункте;

— высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение;

— соблюдение общественных норм.

Глобальный смысл профилактики алкоголизма будет заключаться в усилении факторов защиты и предельного уменьшения факторов риска.

Так же можно выделить три уровня профилактики алкоголизма:

  1. Первичная профилактика;
  2. Вторичная профилактика;
  3. Третичная профилактика.

Первичная профилактика алкоголизма ставит цель предупредить начало употребления алкоголя лицами, ранее его не употреблявшими. Она нацелена, прежде всего, на детей, подростков, молодежь. Первичная профилактика способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм, а её усилия направлены не столько на предупреждение алкоголизма, сколько на сохранение или укрепление здоровья.

Вторичная профилактика алкоголизма является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали алкоголь или на людей, у которых уже формируются признаки алкогольной зависимости.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на людей зависимых от алкоголя и является преимущественно медицинской. Третичная профилактика,
в свою очередь, имеет два направления:

— направлено на предупреждение дальнейшего злоупотребления алкоголем либо на уменьшение будущего вреда от его употребления, на оказание помощи
в преодолении зависимости;

— направлено на предупреждение рецидива у людей прекративших употреблять алкоголь.

Подходы в профилактике алкоголизма

Разработанные подходы учитывают психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу злоупотребления спиртными напитками.

  1. Подход, основанный на распространении информации об алкоголе. Данный подход является наиболее распространенным, суть его сводится в предоставлении информации об алкоголе, его вреде для организма и последствиях употребления.

Существует три варианта данного подхода:

— Предоставление информации о фактах влияния алкоголя на организм человека, поведение, а также статистических данных о распространённости алкоголизма;
— Стратегия запугивания цель, которой – это предоставление информации устрашающего характера (описываются опасные стороны употребления алкоголя);

— Предоставление информации о том, как изменяется личность пьющего человека.

  1. Подход, основанный на эмоциональном обучении. В рамках этого подхода повышается самооценка, определяются значимые личностные цели, развиваются навыки выражения своих чувств и эмоций, развиваются навыки принятия решений, развиваются навыки успешной борьбы со стрессами.
  2. Подход, основанный на роли социальных факторов. Профилактические программы, нацеленные на социальные факторы, способствующие употреблению алкоголя. Данный подход основывается на признании того, что влияние друзей
    и членов семьи играет не последнюю роль в формировании алкогольной зависимости. Поведение человека постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения, и воздействия примеров (положительных или отрицательных) поведения окружающих. В этом подходе так же проводятся упражнения по устойчивости к социальному давлению, средствам массовой информации и рекламе.
  3. Подход, в основе которого лежит формирование жизненных навыков. Жизненные навыки – это навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими людьми и вносить позитивные изменения
    в окружающий мир. Проблемное поведение – такое, как употребление алкоголя рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь молодым людям в достижении личных целей. Начальная фаза употребления алкоголя наблюдается преимущественно в молодом возрасте и может быть: демонстрацией взрослого поведения, формой протеста родительскому воспитанию, выражением социального протеста, стремлением получить новые ощущения, желанием влиться
    в группу взрослых, актом отчаяния, ответом на определенные нарушения
    в психологическом развитии. Цель заключается в повышении у подростков невосприимчивости к различным социальным явлениям, в том числе
    и к употреблению алкоголя, в повышении индивидуальной компетентности.
  4. Подход, основанный на альтернативной потреблению алкоголя деятельности. Предполагалось исходить из психологической модели употребления алкоголя. Употребление алкоголя является попыткой избежать негативных моментов различных фаз развития в жизни человека. Формируется специфическая позитивная активность (путешествие с приключениями), которая вызывает сильные эмоции, так и обучает преодолевать различные трудности. Участие в таких видах активности поощряется, и привлекаются другие молодые люди для поддержки.
  5. Подход, основанный на укреплении здоровья. Человека обучают методам укрепления и поддержания собственного здоровья, приобщают к здоровому образу жизни, учат избегать факторов негативно влияющих на здоровье.
  6. Комбинированный подход. В профилактике алкоголизма обычно используются все выше перечисленные подходы.

Важно понимать, что только разносторонняя и разноплановая деятельность, направленная на все факторы развития этой убийственной и губящего  жизни заболевания может привести к снижению уровня зависимости среди лиц, злоупотребляющих алкоголем.